Основные положения ТЕУПСОРА следующие:

1. То, в каких условиях мы живем, определяется результатами человеческих  действий.  Другими словами:  что делаем, то и получаем в результате. А если чего-то не делаем, то и результата не будет.  Под лежачий камень вода не течет. Единственным способом управления на данном уровне является контроль за результатами путем сравнения фактических и желаемых /запланированных результатов. Этот уровень называется Уровнем результатов действий или уровнем контроля. Субъектами управления на этом уровне выступают   потребители в широком смысле этого слова, т.е. все те, кто пользуется результатами  данного вида деятельности. В России этот вид управления используется пока только в бизнесе, выражаясь в выручке и прибыли .  В сфере государственной и муниципальной деятельности он мог бы использоваться в виде оценки потребителями отдельных аспектов качества жизни с последующими оргвыводами для ответственных  чиновников. Работы в этом направлении ведет Славянская школа управления и предпринимательства в г.Иркутске. Ею был разработан метод построения  интегрального показателя качества жизни. Экспериментальная  апробация  этого метода на примере  одного из сибирских городов показала интересные результаты. Эта методика уже сегодня может быть использована людьми, неравнодушными к своей судьбе и судьбе своего потомства, для улучшения качества качества своей жизни.

2. Контроль результатов -  действенный, но очень затратный способ управления. Ведь ресурсы уже потрачены, работа произведена.  Даже наказание виновных повлиять на результат практически не может. И ресурсов не вернет.  Поэтому более результативным является управление поведением людей. Суть его заключается в создании системы материального стимулирования. Другими словами,  установлением принципов и размеров оплаты труда:  за что платим и сколько, за что наказываем рублем и в каких размерах.

Однако эффективность такого способа управления также невелика. Управление поведением является способом принуждения. А принуждение учит прежде всего тому, как избегать наказания.  Оно более-менее подходит для простых, механических видов труда, но малоэффективно  там, где труд имеет значительную творческую составляющую. На дисциплину  труда так повлиять можно, а вот на качество труда –гораздо сложнее. Это уровень Поведения или Уровень стимулирования.  Субъектами управления на этом уровне являются преимущественно руководители предприятий и организаций, т.е. работодатели.  Управление со стороны государства на этом уровне осуществляется с помощью Трудового законодательства.  Причем иногда оно входит в противоречие с практикой.  Так, в предпринимательстве  широко  используется  практика штрафов, в то время как закон запрещает штрафовать работников.  В то же время, если привязать оценку изменения качества жизни  к размеру оплаты ответственных чиновников, как предлагается в разделе 11,  то у паразитов резко убавится желания занимать руководящие посты. И даже общественного резонанса может быть достаточно, чтобы казнокрад или бездельник лишился поста.

3. В свою очередь, поведение людей определяется их убеждениями в своих способностях и возможностях. Если человек считает, что не обладает соответствующими способностями или  возможностями для данной деятельности, он и не будет ею заниматься. И наоборот, будет делать то, что считает для себя возможным и то что, по его мнению, он способен делать. Управление на этом уровне заключается, с одной стороны, в очерчивании круга возможностей с помощью законов, а с другой – в развитии способностей с помощью обучения соответствующим навыкам. Это уровень способностей и возможностей. Или, иначе, уровень формирования убеждений.

Субъектами управления возможностями на этом уровне выступают уже  органы государственного, регионального и муниципального управления. В пределах своей компетенции они издают законодательные акты и контролируют их исполнение с помощью правоохранительной и судебной системы. Главными регуляторами  экономической деятельности на данном уровне управления выступают Гражданский и налоговый кодексы, а также целый ряд отраслевых законодательств: Земельный, Водный, Лесной и т.п. кодексы.

На этом же уровне управления действуют регуляторы социальной жизни общества.  Ими являются отдельные разделы Гражданского кодекса, законодательство о браке и семье, о социальной защите, медицинском обслуживании, пенсионное законодательство и ряд других разделов права, относящихся к внеэкономической (социальной) деятельности людей. Мы не можем изменить эту систему во всем государстве, но никто не мешает создать свои собственные структуры, действующие в соответствии с нравственными основами.

Субъектами управления способностями выступают: система общего, специального и высшего образования, а также  система профессиональной подготовки на предприятиях и в организациях, формирующие компетенции людей и навыки выполнения определенных видов деятельности.

4. Убеждения людей определяются их ценностями[1].  Как видно из определений  ценности, полезности и потребности (см.сноску), ценность – это то, что позволяет устранить или ослабить, психологическое или функциональное ощущение недостаточности, неудовлетворенности чем-либо.   Если человеку пытаются внушить какие-то убеждения, которые противоречат его ценностям, результат не достигается.

Так, если какая-то деятельность является для человека малозначимой (имеет низкую ценность), он может быть убежден в том, что либо вообще не в состоянии эту деятельность выполнять, либо не способен делать это качественно. В последнем случае он не столько будет делать, сколько делать вид, что делает. Его истинной целью будет не получение требуемого от него результата, а избежание наказания за бездеятельность.  Если же ситуация меняется и ценность деятельности резко возрастает, человек, как правило, меняет свои убеждения.  Например, я долго  считал, что не могу водить машину. Когда же способность водить автомобиль стала для меня вопросом выживания, я изменил свое убеждение и научился водить.

Поэтому для полноценного управления убеждениями  необходимо формировать у людей такую систему  ценностей, которая соответствовала бы  требуемым на третьем уровне управления убеждениям  в способностях и возможностях.  Субъектами  управления  ценностями являются органы управления:  федеральные, региональные, муниципальные, руководство предприятий и организаций. Каждый субъект формирует ценности своего уровня. Так,  на уровне предприятия это будут корпоративные ценности (например: для карьерного роста или хорошей зарплаты  важно вовремя приходить на работу и качественно выполнять свою работу) ,  на уровне муниципалитета – ценности, связанные с жизнью данного населенного пункта или района (например: для привлечения туристов в поселок важно, чтобы на улицах была чистота),  на уровне государства – общенациональные ценности (например: семья, патриотизм и т.п.).  Способом управления выступает идеологическое воздействие, реализуемое устно, через СМИ и другие средства  агитации и  пропаганды.

5. Ценности во многом определяются тем, кем человек себя считает, его самоидентификацией.  Например, человек говорит себе: я – родитель, или – я патриот, или – я русский, и т.д.  Очень наглядный пример:  мальчуган, упав, громко плачет. Его спрашивают: Ты – мальчик?  – Да.    -А мальчики не плачут! И малыш перестает плакать.  Приняв на себя определенную социальную роль, человек начинает считать для себя важными те ценности, которые этой роли соответствуют.  Естественно, что мы принимаем на себя целый набор социальных ролей. Поэтому круг ценностей человека определяется тем, какой именно набор  социальных ролей  он  принимает.

Эти социальные роли человек  «примеряет на себя» через образцы поведения известных ему  других людей, особенно тех, кого он считает своими лидерами.  Очень важно, что субъектами управления самоидентификацией являются  конкретные люди и/или художественные персонажи. Отсюда, в частности,  возникают  очень жесткие морально-этические требования к руководителям всех  рангов.  Причем важно не то, что они говорят, а то как они на самом деле поступают в своей жизни. (На уровне семьи так работает принцип копирования детьми  поведения  родителей).  Система двойных стандартов, когда публично руководитель проповедует одни ценности,  а сам руководствуется другими, разрушает  создаваемый им публичный образ. В частности, именно система двойных стандартов партийно-хозяйственной элиты была решающим фактором  краха СССР.   В здоровом обществе (таким сегодня остались, к сожалению, только племена, ведущие первобытный образ жизни) вождь рискует  первым и ест последним.  Ведь он  - самый сильный.  В здоровом обществе власть – это служение, а не привилегия. Кто не верит, послушайте лекции Виталия  Сундакова, профессионального путешественника.  Управление самоидентификацией  людей осуществляется путем  личного примера, а также с помощью произведений искусства.

6. Люди идентифицируют себя  и других, исходя из схожести или различия  мировоззрения[2] по принципу «Свой-Чужой». Здесь важно отметить, что первоначальное разделение «свой-чужой» производится на уровне обыденного  мировоззрения, имеющего преимущественно эмоциональную основу.  Если лидер был признан «своим», то у него появляется возможность влиять на обыденное, эмоциональное мировоззрение, опираясь на свое  концептуальное (профессиональное), а в отдельных, наиболее продвинутых  случаях –и на свое философское мировоззрение.   Так, например, было и с Лениным, и со Сталиным. Сперва они были приняты народом как представители народных интересов, это позволило им перестроить систему управления государством  на социалистических принципах.  Похожим, хотя и в карикатурном варианте,  было вступление во власть Б.Н.Ельцина.  Раз пьет – значит свой.  А потом уже, будучи признан «своим»обыденным народным сознанием,  он взял власть и смог провести либеральные, антинародные по сути преобразования.

Мы видим, что субъектом(ами) управления на мировоззренческом уровне выступает политический[3] лидер(ы).  Способ управления имеет  три стадии: первая – добиться признания  «своим» от подавляющей части народа, вторая – взять власть[4] в государстве, третья - провести концептуальные преобразования обыденного народного мировоззрения в желаемом политическим  лидером направлении  путем использования всего арсенала средств государственной машины.

Таким образом,  Экономика как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ по поводу производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ  должна базироваться на  идеологических установках Общества созидателей.   Это важный, но не единственный момент. Нужна реализация целостной созидательной концепции развития общества на всех вышеназванных шести уровнях управления.    Наброски такой концепции изложены здесь

Что показывает ТЕУПСОРА? - То, что во-первых, одной идеей не обойтись. Какой бы она ни была привлекательной. Нужна стройная и согласованная система управленческих воздействий, причем экономические методы управления появляются только на четвертом уровне управления. 

Во-вторых, огромное значение играют личности тех, кто берется за изменение преобладающего  в обществе мировоззрения. Очевидно, что те, кто сегодня стоят у власти, такими качествами не обладают. 

Поэтому первостепенной задачей является поиск тех персоналий, которые смогли бы возглавить преобразования в обществе и привести производственные отношения в соответствие с современным уровнем развития производительных сил.

Считаю, что созидателям пора переходить от теоретических разговоров к разработке практических детальных мер по внедрению  созидательной концепции развития. И начинать надо с изменения выборной системы. Следует  требовать перехода к Земской системе формирования органов власти и управления всех уровней (о чем говорил В.В.Путин) , причем на принципах копного права, начиная с системы местного самоуправления.  Эта мера позволит сформировать новый управленческий корпус и приведет в политику народных нравственных пассионариев-созидателей.   

Но если местные Советы не будут располагать реальными возможностями изменений условий жизни людей, созидатели эти выборы проигнорируют.  

Поэтому одновременно надо изменить пропорции поступления налогов в бюджеты разных уровней.  До 60% всех собранных налогов  (принцип золотого сечения) должно оставаться на местах, а не уходить в федеральный бюджет. Новым местным Советам надо дать финансовые ресурсы, достаточные для решения локальных проблем.  Тогда выборы в местные Советы приобретут реальный смысл.  Копная система (каждые десять глав семей выбирают десятника, десять десятников выбирают сотника и т.д., причем для отзыва депутата достаточно собраться и принять решение всего десяти человекам (копным мужам или женам)  позволяет выбирать лучших из лучших.  При сохранении нынешней системы выборов мы будем только менять одних паразитов на других.  Они для того такую систему «выборов без выбора»  и придумали.

 


[1] Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Поле́зность блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребностьПотре́бность, нужда́ — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

[2] Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovozzrenie.html

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте, внедренных программах и человеческих инстинктах.

Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.

Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки. В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:                                                                                                                                                                  А) элементный: компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;

Б) концептуальный: основа – мировоззренческие проблемы – концепции;                 

В) методологический: понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения. 

http://gopsy.ru/lichnost/chto-takoe-mirovozzrenie.html

Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Мировоззрение) подразделяет мировоззрение на Мифологическое (частным случаем которого, по нашему мнению, является религиозное мировоззрение) и Философское. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии, как отмечает Википедия,  является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

[3] ПОЛИТИКА  -  сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

[4] Власть - право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле.