ТЕУПСОРА
ТЕУПСОРА - это аббревиатура, составленная из первых слогов словосочетания "Теория Управления Социальным Развитием". Эта теория носит общий характер. Ее положения применимы к любым объектам социальной природы, нуждающимся в управлении.
Эту теорию развивает наша Славянская школа управления и предпринимательства. Методология ТЕУПСОРА используется нами почти во всех курсах нашей Школы, являясь их важной органической частью.
Методология ТЕУПСОРА основана на выделении следующих логических уровней управленческого воздействия:
Мировоззрения
Идентификации
Ценностей
Убеждений
Способностей, возможностей, навыков
Поведения
Окружения (или результатов действий).
Важным практическим выводом отсюда является то, что каждый нижележащий уровень воздействия зависит от содержания вышестоящих уровней. В частности, чтобы изменить поведение людей, необходимо воздействие не ниже чем на уровне ценностей. То есть, пока ценности остаются прежними, и поведение станется прежним, какие бы карательные меры не применялись на уровнях поведения и окружения. В частности, никакая борьба с коррупцией не даст серьезных результатов при господствующей сегодня ценности денег как главного мерила успеха.
Основываясь на вышеизложенных уровнях воздействия, В ТЕУПСОРЕ выделяется семь УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ:
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ. Он определяет наиболее общую систему господствующих в обществе взглядов на окружающую действительность , в т.ч. образ жизненных целей и способы их достижения, которые люди могли бы принять как свои собственные.
2. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ. Эти цели и способы их достижения человек узнает и «примеряет на себя» через известный ему опыт представителей власти. Отсюда возникают очень жесткие морально=этические требования к представителям власти и управления. (На уровне семьи так работает принцип копирования детьми родителей).
3. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ) уровень управления. Его задача - формировать ценности и убеждения людей, популяризировать концептуальные идеи и образцы поведения. Известно, что подавляющая масса людей живет внедренными в их сознание программами. Вот такое внедрение и осуществляется на идеологическом уровне управления. Одновременно он является основой для социально-экономического уровня управления.
4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ уровень управления. На нем задаются «правила игры» в экономике и социальной сфере. Другими словами, те ценности и образцы поведения, которые на идеологическом уровне пропагандировались, на данном уровне превращаются в законодательные акты, на основе которых осуществляется деятельность людей. Законы конкретизируют, кто и что может делать, а что – делать запрещается, какие последствия влечет отступление от принятых норм, какие права и обязанности имеют разные категории людей и организаций, каков механизм реализации прав и обязанностей и т.п.
Как известно, экономические отношения – это отношения людей по поводу вещей. Должна собственность быть частной или общественной, какова ответственность за принимаемые управленческие решения, по каким критериям должны распределяться доходы в обществе и т.д. и т.п. – это все область экономики. Причем эти правила, конкретизированные в экономическом законодательстве , действуют как на уровне макроэкономики, так и на микроуровне - уровне предприятия или организации. Эти правила основываются и на принятой концепции (первый уровень) и образцах ее реализации (2-й уровень), и декларируемых и пропагандируемых обществом ценностей и убеждений.
Но экономика очень тесно связана с социальной сферой. Например, должны быть образование и здравоохранение бесплатными или нет, надо стимулировать или, как было недавно в Китае, дестимулировать рождаемость и какими мерами, какой уровень жизни считать нормальным, какими параметрами измерять качество жизни и т.д. и т.п. Поэтому мы считаем, что правильней говорить не об экономике, а о социально-экономическом уровне управления. Это тем более верно сейчас, когда человек становится главной производительной силой, а созидательное творчество – главной движущей силой экономического роста. Творить могут только счастливые самодостаточные люди. Поэтому ни прибыль на микроуровне, ни валовый продукт на макроуровне уже не могут быть критериями успешности и развития.
5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ. Выбор новых способов социально-экономического поведения диктует изменение прежних действий человека. Это следующий уровень управления. Если предыдущие уровни управления равно относились как к макро- так и к микроэкономике, то на данном уровне решающим становится управление на уровне организаций ( и индивидуальных предпринимателей). Это системы стимулирования труда, элементы корпоративной культуры, участие работников в проектировании и внедрении инноваций, в управлении предприятием и распределении прибыли, а также другие формы управления поведением конкретных людей для достижения запланированных организацией результатов.
6. Смена социально-экономического поведения влечет за собой изменение окружающей материальной, душевной и духовной среды. Это шестой уровень управления- уровень МОНИТОРИНГА .
7. В ходе мониторинга фактически полученные результаты сравниваются с предполагавшимися и выявляются их расхождения. На седьмом уровне управления производится анализ и корректировка управленческих мероприятий всех вышестоящих уровней, а при необходимости также выработка новых управляющих воздействий. Это уровень АНАЛИЗА И КОРРЕКТИРОВКИ КУРСА.